ПОДЕЛИТЬСЯ

В наше время стандартизации и унификации квартир, мебели, предметов интерьера так хочется сделать свой дом ярче, красочнее, придать ему уникальность. С данной задачей отлично справляются витражи. Об особой технике, в которой можно создать витраж – тиффани – и пойдет речь в нашей статье.

Витраж от Тиффани – немного истории

Описываемая ниже техника изготовления витражей получила свое название от создателя – Люиса — Комфорта Тиффани – американского художника – витражиста, запатентовавшего множество изобретений в области стекольного производства и витражного искусства в конце XIX – начале XX веков.

В те времена в США появилось цветное слоистое стекло, изготавливаемое посредством раскатывания специальным валиком расплавленных стекломасс различных оттенков в один монолитный лист. На выходе получалось многоцветное стекло, которое нельзя изготовить традиционным способом выдувания из трубки. Комбинируя оттенки и размеры фрагментов цветных вкраплений, можно было изготовить стекло под конкретный витраж. Причем такое стекло стало значительно дешевле. Именно такое стекло и начал использовать в своих витражах Тиффани.

Технология создания витража Тиффани включала в себя следующие действия мастера:

♦ В соответствии с эскизным рисунком, он вырезал из стекол разных цветов нужные элементы;
♦ Затем данные фрагменты будущего витража Тиффани обматывал самоклеющейся фольгой из меди и прочно спаивал между собой.

В настоящее время популярность витражной техники тиффани достигла своего пика и способствовала полному вытеснению традиционной технологии изготовления витражей «в протяжке».

Витраж тиффани – этапы создания будущего шедевра

1. Эскиз будущего витража
2. Картон будущего витража
3. Подбор стекла
4. Черновая нарезка стекол
5. Обточка и подгонка стекол
6. Обмотка стекол фольгой
7. Пайка
8. Обрамление в протяжку
9. Патинирование
10. Мытье и сушка
11. Конструкция для монтажа
12. Монтаж

Создание эскиза будущей витражной композиции

Эскиз выполняется всегда в масштабе, причем мы следим.

При прорисовке эскиза будущего витража необходимо учесть целый ряд ограничений, обусловленных особенностями технологии Тиффани:

• Невозможность вырезки внутреннего угла ввиду риска возникновения трещины из его вершины;
• Соответствие размеров детали габаритам стекла-заготовки, а также не забывать и про направление рисунка на стекле (при его наличии);
• Вытянутые стеклянные детали частенько ломаются в самом своем узком месте, причем ближе к завершению работ по монтажу витража – поэтому лучше изначально дробить узкие длинные элементы на несколько более мелких;
• Одним из сложнейших задач витражиста является вырезание длинных острых углов из стекла – следует в эскизе минимизировать их количество в изделии.
• Следует учитывать минимально возможный размер стеклянных элементов, который мастер в состоянии обточить на станке – это 7 мм в длину или ширину.
• Также следует учитывать, что мелкие детали после пайки швов визуально станут еще меньше вследствие преобладания металла над стеклом.
• Крупные детали со сложным резным краем чрезвычайно сложны в изготовлении и предполагают высокий расход материала, следовательно, их лучше делить на фрагменты.

эскиз витража, выполненный вручную alt=

На иллюстрациях изображены два эскиза: слева – эскиз, нарисованный нашим витражистом, а справа – дизайнером одного известного в Москве бюро интерьеров. Мы можем сразу сказать, что правый рисунок требует основательной доработки. Места, невозможные выполнить без предварительной коррекции рисунка, обведены красным кружочком. Диаметр окружности для вписывания в нее шестигранного витража равен 1,5 метрам.

При разработке эскиза витража тиффани художник витражист под каждым цветом имеет ввиду конкретное стекло. Иногда приходится нужные стекла заказывать на заводе изготовителе и ждать поставки по несколько месяцев, поэтому чаще всего в эскизе витража испольэуются доступные цветные стекла.

Каждый тип витража (витражный потолок, витражное окно или витраж в нишу с подсветкой) предусматривает максимально допустимые габариты будущего изделия (например, один фрагмент потолочного витража тиффани не должен превышать размеры 60см*60см). В случае же необходимости изготовления более крупной композиции, ее следует поделить на соответствующие части.

Технологий прорисовки эскизов витражей тиффани всего две: вручную или на компьютере. Компьютерный эскиз может быть векторным. В этом случае при печати эскиза в натуральный размер получается готовый картон, по которому можно собирать витраж. Растровый компьтерный эскиз витража нельзя без дополнительной подготовки использовать для сборки витража в качестве картона.

Картон

Данный этап предполагает прорисовку витража на бумаге (картоне) в натуральную величину, рисунок витража в натуральную величину называется картоном. Как правило, картон выполняется черным фломастером по белой бумаге, причем все размеры соблюдаются с точностью до 1 мм! Ошибка на данном этапе гарантированно приведет к переделке витража тиффани на более позднем этапе, что вдвойне обидно и затратно. Очень часто картон печатается на принтере из векторного рисунка (эскиза), при этом толщина линий может быть задана в компютере.

Важно помнить, что кроме габаритов, витраж тиффани имеет еще и видимые размеры. И разница между ними может быть весьма ощутима, так что часть задуманной композиции станет невидимой, и замысел витража останется нераскрытым. Во избежание этого на картоне прорисовывают и габаритные контуры витража, и его видимые границы.

На всех деталях витража тиффани на картоне должны быть проставлены номера стекол в соответствии с палитрой этого изделия, а также стрелочки направления текстуры цветного стекла на тех элементах, где он предусмотрен. Также имеет значение какая сторона стекла является лицевой. Нужно следить и за точным соответствие ширины линий между стеклами на картоне реальной ширине паяного шва между ними в самом изделии.

Подбор стекол

На самом деле эту задачу невозможно выделить в совершенно обособленный этап, так как художник уже на этапе прорисовки эскиза в уме подбирает необходимые стекла, а при черновой нарезке стекла для витража могут всплыть некоторые важные нюансы, что заставят остановить свой выбор на других образцах.

Корректный подбор стекол для витража тиффани невозможен без знания их основной классификации:

• Прозрачные – эти стекла особенно эффектны на просвет, кроме того, фактурные прозрачные стекла очень зависят от угла зрения. Но при угасании источника света позади прозрачного витража, он может сильно поблекнуть и потерять свою декоративную ценность. И пусть Вас не смущает его прозрачность – при наличии фактурности поверхности и насыщенного цвета, разглядеть что-либо происходящее за ним невозможно!
• Глухие стекла наиболее эффектны в лучах отраженного света, а также пропускают чрезвычайно мало света. Поэтому их нередко используют для изготовления потолочных витражей или ниш с подсветкой.
• Полупрозрачные стекла практически в равной степени обладают свойствами и тех, и других своих собратьев.

Далеко не все стекла сочетаются друг с другом, потому стекла для витража тиффани следует очень внимательно изучать, как в отраженном свете, так и на просвет. Ведь нередко витраж, собранный на столе, может преобразиться до неузнаваемости при подсветке.

Если же витражное изделие будет установлено таким образом, чтобы и пропускать свет днем, и отражать его ночью (например, в окне дома), то оптимальным решением будет сделать его преимущественно из прозрачного стекла с отдельными полупрозрачными или глухими вставками.

Нужно также учитывать способность прозрачных стекол значительно усиливать свою цветность в условиях попадания на них ярких солнечных лучей или интенсивного искусственного света. Такой эффект можно взять на вооружение и вставлять в витраж тиффани небольшой кусочек стекла изумрудного либо рубинового оттенка – он способен ярко вспыхнуть, как искра или звезда, когда на него попадет луч света.

Главным критерием качественной работы на данном этапе станет красивая и гармоничная общая композиция изделия, но нужно знать меру, ведь витраж всегда притягивает к себе особое внимание. И если в маленьком помещении установить чересчур крупный и яркий витраж тиффани с множеством контрастных цветов, то находиться в таком интерьере станет весьма непросто с психологической точки зрения.

Черновая нарезка стекла для витража

Основными приемами данного этапа изготовления витража тиффани являются следующие операции:

  • Для резки обычно используется особый стеклорез с жидкостной смазкой, который более прочный и долговечный, нежели обычный стеклорез.
  • Стекло кладется сверху на картон с прорисованным в натуральную величину рисунком. Если стекло глухое или полупрозрачное, то следует подсветить картон снизу (например, на специальном световом столе, включив его подсветку).
  • Стеклорез следует вести от себя таким образом, чтобы четко видеть и рисунок картона под стеклом, и рабочее колесико инструмента. Так Вы сможете достичь максимальной точности резки и минимизируете предстоящую обточку и подгонку.
  • Вырезав деталь, следует отметить ее непосредственно на картоне, дабы не вырезать ее же вторично, и положить данный фрагмент витража тиффани в отдельную коробку.
  • Для оптимизации рабочего процесса и экономии времени обычно сначала вырезают все детали из одного стекла, затем – из другого.
  • Нередко приходится обламывать стекло, при этом ровный его край образуется лишь при однократном таком действии (тогда и обточка понадобится по минимуму). Опытные мастера редко используют кусачки для данного приема (только, разве что для совсем крошечных деталей), обламывая стекло руками.
  • Длинные и крупные детали витража тиффани лучше всего режутся специализированным инструментом, предназначенным для четкой ломки стекол, под названием Silberschnitt 700.
  • Вне зависимости от формы вырезаемой детали (будь то округлость или острый угол или другая конфигурация), главное – вести стеклорез по линии непрерывно и однократно, при этом не усердствуя с нажимом на него.
  • Легче всего отламывается кусок стекла, ширина которого превышает толщину материала.
  • Кривые трудно вырезать безотрывно, одним движением – допускается их вырезание касательными.
  • Крупные фрагменты витража тиффани с узорным сложным краем вырезают вначале по его крайним выступающим точкам, а уже потом приступают к вырезке вогнутых кривых.
  • Если предстоит обработать длинный и острый угол, то его начинают отламывать с тонкого конца, а самый угол простукивают снизу.
  • По окончании вырезки всех деталей витража тиффани их выкладывают на картоне и корректируют по необходимости.

Обточка и подгонка стекол

Точная подгонка и обточка стекол, из которых создается витраж тиффани в нашей компании, предполагает следующие действия мастера-витражиста:

  • Картон кладут на прямой и абсолютно ровный лист ДСП и по периметру будущего витража (в случае прямолинейности его краев) в точности по его габаритам набивают полоски фанеры, толщиной 0,3-0,4 см. Порой по периметру витража тиффани используется латунный профиль, увеличивающий габаритные размеры всего изделия, и это также следует учесть на данном этапе. Фанерные полоски предназначены для упоров, чтобы была возможность максимально точно подогнать стекла витража.
  • Процедура подгонки стекол начинается всегда с угла.
  • Нужно помнить, что необточенный край, обмотанный фольгой, имеет свойства зеркала и очень сильно сверкает на свету, а после необходимой обточки он становится матовым и не дает неожиданных эффектов. Поэтому все края всех стекол (особенно прозрачных) витража тиффани должны быть тщательно обточены.
  • Сам процесс обточки проводится на специальном настольном станке, главным рабочим инструментом которого служит шлифовальная головка с алмазным покрытием. Устройство такого станка одинаково, вне зависимости от марки и модификации – это горизонтальный стол для обрабатываемой детали и вертикальный вал двигателя с надетой алмазной головкой нужных параметров; на головку подается обычная вода (различными способами). Важно учесть, что стекла удерживаются вручную и что нужно правильно подобрать головку по диаметру и другим параметрам (чаще всего, применяют головку Standart d=1,9 см), а также нельзя слишком сильно давить на материал, во избежание сколов по его краю.
  • Подгонка стекол никогда не производится точно вплотную друг к другу, ведь нужно оставить небольшие, миллиметровые зазоры для обмотки деталей фольгой. Но эти зазоры не должны быть чересчур большими, ведь чем плотнее подогнаны стекла витража тиффани, тем прочнее будет все изделие, и тем аккуратнее оно будет смотреться.
  • В первую очередь, подгонка деталей предполагает выдерживание прямых и плавных кривых линий, кроме того, на стыках фрагментов витража тиффани не должно быть уступов.

Обмотка стекол фольгой

Все вырезанные мастером детали витража тиффани должны быть обмотаны самоклеющейся фольгой из медной ленты (с одной ее стороны наносится тонкий слой липкого прочного клея) необходимой ширины. Эти ленты медной фольги выпускаются с разной шириной и различными оттенками клеящего слоя (серебристый, медный или черный).

Ширина фольги для обмотки деталей напрямую зависит от ширины паяного шва и толщины стекла. Если мы возьмем стандартное стекло (Spectrum), толщина которого составляет 0,3 см, и традиционный шов шириной также 0,3 см, то нам понадобится фольговая лента в 0,48 см шириной. Также часто используются ленты шириной в 0,36, 0,4, 0,44, 0,52, 0,56 или 0,64 см.

Данный этап осуществляется либо вручную, либо с помощью инструментов — обмотчиков, ускоряющих работу, но отнюдь непростых в освоении.

Сам процесс обмотки деталей витража тиффани фольгой достаточно прост:

  • Фольговая лента прикладывается к кромке детали из стекла и прижимается к ней участок за участком.
  • Концы ленты в том месте, где они подходят друг к другу, накладывают внахлест на пару миллиметров, а лишнее отрезается.
  • Затем лента придавливается к стеклу и загибается с двух сторон с помощью маленького брусочка твердого дерева или особого кромкозагибочного инструмента.

Пайка деталей витража тиффани

Этап пайки деталей витража тиффани начинается со знакомой нам процедуры – раскладки подготовленных деталей на картоне внутри набитых габаритных рамок. Вся композиция тщательно выравнивается, начиная с прямых и плавных кривых линий. Затем проверяются все стыки фрагментов изделия, на предмет отсутствия уступов. По окончании этой процедуры витраж тиффани спаивается «на прихватках», то есть весь рисунок жестко фиксируется точечной пайкой его деталей, при этом точки наносятся преимущественно на стыках и в углах элементов композиции.

Очень важно придирчиво следить за качеством спаечного шва, ведь именно оно влияет на аккуратность и гармоничность всей композиции.

После спаивания деталей композиции «на прихватках», приступают собственно к самой тотальной пайке всего витража:

  • На детали тонкой кисточкой наносят флюс;
  • Детали спаиваются друг с другом путем залива припоя в шов между ними;
  • Вначале витраж тиффани пропаивается с одной стороны, затем его переворачивают и повторяют всю операцию с другой.

Важно, чтобы паяльник был оптимальной температуры (не перегрет), а также, чтобы на деталях было достаточно флюса. Еще имеет значение тщательно подготовленое жало паяльника и качественный чистый припой нужной марки.

Паяльник подбирают по типу жала (как правило, медное или несгораемое из никеля) и нужным температурным характеристикам. Что касается мощности, то для витражных работ используют обычно модели на 100 Ватт, реже – на 150 или 80 Ватт. Заточка жала осуществляется в форме копыта или топора – зависит от предпочтений каждого отдельного мастера. Важно, чтобы оно было ровным и без каверн на поверхности, а также оптимального размера для аккуратного и точного шва. В процессе работы требуется регулярная зачистка жала паяльника напильником и залуживание. Самым лучшим решением будет выбор паяльника со сменными жалами, поскольку они имеют свойство полностью выгорать, особенно при интенсивной работе большого объема.

Припой должен содержать олово более 60% — ПОССу61, ПОС 61, ПОС63 и т.п. Наиболее популярен у витражистов проволочный припой толщиной в 0,3 см, реже – 0,1 см. Он должен быть совершенно чистым, с блестящей поверхностью (неблестящие припои содержат недостаточно для работ по витражам тиффани олова или уже окислились за старостью лет).

Флюсы для пайки используются самые разные, главной объединяющей их всех чертой является наличие хлористого цинка как активного компонента.

Наша компания предлагает качественные и эффективные флюсы, которые можно условно классифицировать на 4 подгруппы:

  • Паяльная вода – наиболее нейтральный из всех флюс без запаха и дыма, подходит для быстрой пайки (в течение 2-3 суток) и не годится для подвергшихся длительному контакту с воздухом уже обмотанных фольгой деталей (фольга успевает сильно окислиться, и данный флюс становится недостаточно активен для нее). Для нанесения паяльной воды используются обычную кисть.
  • Паяльное масло в качестве своей основы имеет стеарин. Отлично подходит для спаивания крупных деталей из стали (нержавеющей в том числе), меди и латуни. Из побочных эффектов при пайке возникает едкий сильный дым и очень резкий неприятный запах.
  • Паяльная жидкость — более густой флюс, нежели паяльная вода. Не обладает ни запахом, ни дымом. Может разбавляться водой для получения паяльной воды.
  • Паяльный жир имеет пастообразную форму и в процессе производства работ с ним немного дымит. Оптимален для протяжки из латуни и меди, а также пайки фольги. Наносится палочкой или жёсткой кистью. При этом его видно на местах нанесения, что облегчает работу мастера.

Обрамление в протяжку

Обрамление витража тиффани в протяжку по периметру предполагает закрепление краев изделия. Протяжки для обрамления периметра композиции могут быть различного профиля, но чаще всего используются П-образные. Что касается материала для них, то на первом месте по популярности идут латунные протяжки, реже – медные и мельхиоровые или из нержавейки.

Процесс обрамления витража тиффани протяжками выглядят следующим образом:

• Протяжка отмеряется и отрезается (болгаркой или станком с тонким рабочим кругом (0,1см)). В углах композиции мастер запиливает протяжку под нужным углом, а затем спаивает ее отдельные части друг с другом, следя, чтобы припой затекал преимущественно внутрь протяжки, не пачкая ее наружную часть.
• В случае расположения протяжки в видимой зоне витража тиффани, ее дополнительно обрабатывают с помощью полировки (она делается после патинирования пайки витража шлифовальной машинкой с фетровым или войлочным рабочим кругом и специальной полировочной пастой) или патинирования (осуществляется одновременно с патинированием пайки витража посредством нанесения патины на саму протяжку, в том числе, и после ее лужения).

Мытье и сушка

Мытье и сушка витража тиффани также требует разумного тщательного подхода. Мойка изделия производится под теплым душем с моющими средствами для стекол (например, «Мистер Мускул»). Все остатки флюса должны быть полностью отмыты – для этого можно применять щетки. После мытья витраж тиффани насухо вытирается и сушится.

Патинирование

Патинирование витражной композиции представляет собой химическое травление паяного шва посредством патины, после чего он приобретает нужный цвет (черный или любой оттенок серого цвета, коричневый, медный и тон «старая медь»).

Важнейшим фактором проведения данного этапа служит абсолютная чистота самого изделия, инструментов и рабочего места, где он осуществляется.

Выглядит патинирование витража следующим образом:

• В небольшую ёмкость наливают необходимое количество патины;
• Наносится состав на паяный шов с помощью тоненькой кисточки;
• Затем патина втирается чистой сухой мягкой тряпочкой;
• Максимально аккуратный ровный шов получается только с одного раза;
• Использованную патину, ни в коем случае, не выливают обратно в ёмкость, дабы не испортить весь состав;
• Если цвет шва не лег с первого же раза, то это свидетельствует об остатках на нем флюса и недостаточно тщательной мойке – закрасить пятна на шве способна лишь черная патина;
• В конце витраж тиффани еще раз тщательно моют с моющими средствами.

Нередко для больше долговечности витража, все его паяные швы в конце покрывают особым антиоксидантным составом от окисления, придающим им блеск и некоторое затемнение.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ